Методическое пособие «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ (из опыта работы учителей русского языка и литературы города Каменска-Уральского)» под редакцией И.В. Усовой, методиста ЦДО по русскому языку и литературе, подготовлено для учителей русского языка и литературы. В сборнике содержатся конспекты уроков педагогов г. Каменска-Уральского.

Учителя могут использовать предложенные материалы в работе по формированию навыков смыслового чтения информационных и художественных текстов обучающихся 5 – 11 классов.

В 1 части собраны конспекты уроков русского языка, демонстрирующие стратегии формирования навыков смыслового чтения в процессе работы над текстами научного и публицистического стиля: статья из учебника или текст, предназначенный для подготовки учащихся к итоговой аттестации. Без овладения навыками смыслового чтения невозможно полноценно подготовить учащихся к итоговой аттестации: и в ОГЭ (задание 15.1, 15.2), и в ЕГЭ (задание 27) исходным для создания собственного текста является осмысление и понимание чужого текста. В основе большинства конспектов, включённых в сборник, лежит технология развития критического мышления, так как именно эта технология направлена на формирование вдумчивого читателя, который анализирует, сравнивает, сопоставляет и оценивает знакомую и новую информацию.

Во 2 части собраны конспекты уроков по произведениям современных российских и зарубежных авторов, расширяющим читательский кругозор учеников и формирующим навыки смыслового чтения художественных текстов. Считаем целесообразным на уроках литературы чтение и изучение книг, входящих в круг актуального чтения подростков и имеющих высокую эстетическую и нравственную ценность, так как у учащихся, начиная с 5 класса, катастрофически падает интерес к чтению, потому что, к сожалению, предлагаемые для обязательного изучения произведения не всегда учитывают интересы и потребности современных подростков. Учащимся старших классов предлагаются рассказы писателей XX века и наших современников, позволяющие в процессе смыслового чтения выйти на философские размышления о смысле бытия и о взаимоотношении человека с государством. Во 2 части также представлен урок, демонстрирующий приёмы работы с текстом – биографией писателя.